Дикалу Музакаев: ″На Кавказе не будет проблем, если вкладывать деньги в культуру″

0
169

Вчера в Москве, в концертном зале им. Чайковского прошел концерт Государственного ансамбля танца Азербайджана и Государственной филармонии под названием «Мой Азербайджан».

Концертная программа впервые была представлена на церемонии открытия первого Бакинского шопинг-фестиваля и гостям IV Игр исламской солидарности Баку-2017. Азербайджанский государственный ансамбль танца, созданный в 1970 году, с успехом гастролирует не только в России, но и в других странах СНГ, США, Италии, Франции, Португалии, Испании, Норвегии, Швейцарии, Бельгии, Израиле, Индии, Непале, Южной Корее, Китае, Вьетнаме, Ираке, Тунисе, Алжире, Марокко, Саудовской Аравии, Мексике, Бразилии, на Кубе.

Художественный руководитель и постановщик проекта,  народный артист России, бывший министр культуры Чечни, хореограф Дикалу Музакаев поделился с ″Вестником Кавказ″ своим видением танцевальной культуры.

— Что для вас значит выступать на такой знаковой столичной площадке?

-Зал Чайковского у нас, у хореографов считается Меккой хореографии. В этот зрительный зал приходят профессиональные деятели хореографического искусства, люди, на которых держится богатое танцевальное искусство России. Ни одна страна в мире не может представить на суд зрителей то, что может на сегодняшний день представить российское танцевальное искусство. Здесь оно развито на самом высоком уровне.

В Баку мы дали три концерта с новой программой при полных аншлагах. Это, конечно, заряжает положительно артистов, они обретают уверенность, чувствуют свою значимость. Сегодня во всем мире наблюдается отчужденность молодежи,  неприязнь ко всему традиционному, народному. А у нас обратная ситуация. В Азербайджане сейчас именно молодежь тянется к народной культуре. Это гарантия того, что молодое поколение не будет потеряно.

Мы искренне надеемся, что эта сцена откроет перед нами двери в большое будущее, ведь танцевальное, музыкальное, все виды искусств должны нести мир. Они должны знакомить народы, помогать вести диалог. В этом плане есть полное понимание значимости творчества нашего ансамбля в Азербайджане — в министерстве культуры, в руководстве страны. Это нам дает все возможности для того, что развиваться и интегрировать коллектив в мировое танцевальное искусство.

— Большая часть коллектива приехала в Москву?

— 55 человек артистов балета, 16 человек из оркестра. За последний год со стороны министерства культуры был принят ряд мер, направленных на развитие искусства. Во всем мире идут сокращения, секвестирование бюджетных мест. А у нас наоборот, потому что мы — брендовый коллектив, лицо нации. Такой ансамбль должен иметь достаточные условия и в физическом плане, и в материальном плане. Через зрелищность, через глубину содержания творчества можно очаровать зрителей. В этом плане понимание у руководства Азербайджана есть. Нам идут нам навстречу, понимая, что красота спасет мир.

— Вы эту программу уже обкатали в Баку?

— Да, и после этого первый концерт даем в Москве, поскольку добрососедские отношения, уважение к соседу, совместное проживание в большой могучей стране СССР — это правильные установки и в политическом, и в идеологическом плане, и в плане интеграции культур.

— Вы опытный хореограф, раньше работали с грознескими артистами. Многие народы Кавказа танцуют лезгинку. Чем отличается азербайджанская лезгинка от всех остальных?

—  Азербайджан — особенный регион, где сплелись культуры Кавказа, Передней Азии, Ближнего Востока. Столь интересный синтез повлиял на формирование народной культуры, фольклора. На этой базе строится современное сценическое танцевальное искусство. На Кавказе ребята с характером. Здесь и гайтари, и чарующая душевная лирика, и мугам, и резкие перепады, и экспрессия, и темперамент. У зрителя, чувствующего это, всегда на глазах слезы и восторг в душе.

— Где планируете гастролировать дальше?

— 16 декабря у нас концерт в Стамбуле, в пятитысячном зале. Естественно, будем принимать участие в крупных форумах культуры Европы, Запада, России.

— Грозный не значится в планах?

— Значится. В Грозном я 7 лет работал руководителем министерства культуры Чеченской Республики. Там много красивых танцевальных площадок. Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария — этот маршрут мы планируем на весну следующего года. Также поедем в Краснодарский край, Ставропольский край. Будем везде, где это нужно зрителю. Реализация творческого продукта — это сценическая площадка, зритель, мониторинг нашего творчества.

— Какие качества отличают хорошего танцора?

— Первое требование — дисциплина. Второе требование к руководству ансамбля — это правильная организация труда и глубокие знание конкретного жанра искусства.

 Вы родились в Чечне?

— Я чеченец, но, как все чеченцы моего возраста, родился в депортации в Казахстане. Казахстан я не помню, потому что когда мы возвращались, мне было 10 месяцев. Так что вырос я в Чечне. Моя семья живет в Грозном. Младшие дети ходят в школу. Старший танцует в Государственном академическом ансамбле народного танца им. И. Моисеева. Это моя гордость. Ансамбль Моисеева — это очень высокий уровень, это большая история, причем даже не российская, а мировая. Игорь Александрович Моисеев — мэтр народной сценической хореографии. Благодаря ему этот жанр искусства начал развиваться. Мне приятно, что мой старший сын пошел по моим стопам и стал артистом этого ансамбля.

— Вы упомянули о том, что посредством танца можно  наладить отношения между народами. Кавказ довольно проблемный регион. Сила культуры может сплотить горцев?

— Для начала нужно сделать культуру престижной сферой. Сфера культуры должна быть высоко оплачиваемой, тогда все станет на свои места. Других методов нет и других возможностей нет. Сколько государства будут вкладывать в бюджет для развития культуры и профессионального искусства, настолько отойдет на задний план невежество, бескультурье, которые порождают проблемы между нациями, народами, асоциальное поведение. Все эти проблемы уходят там, где деньги вкладываются в сферу культуры.

http://vestikavkaza.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here